Комплексная автоматизация природоохранной деятельности предприятий
Войти

office@pro-sfera.ru
Техподдержка
+7(901)612-03-65
help@pro-sfera.ru

Образование студентов-экологов
9677

Так уж получается, что человек, вышедший из университета с дипломом эколога – вне зависимости от цвета диплома – оказывается совершенно не готов к реальной деятельности на предприятии.

Вспомните себя, молодых и готовых спасать мир от экологической катастрофы. Вспомните, как вы столкнулись с тем, что работа эколога – это большое количество всевозможных отчетностей, ведомостей и бумаг. Вспомните и то, как перечитали огромное количество специальной литературы и выслушали кучу советов от старших коллег, прежде чем вошли в рабочее русло.

Это проблема существует не первый год. Преподавание в университете дает общий взгляд на проблемы экологии, знакомит студентов с методами научных исследований и экспертиз. Но реальная деятельность, к которой приходят вчерашние студенты, имеет с этой теорией совсем малое пересечение.

Обучение должно быть ориентировано на практику – так считаем мы. С нами согласятся многие преподаватели и сами студенты. Но так уж заведено, что нормативы, которые сдают студенты, предполагают только теоретические знания. И немного производственной практики, которой совсем недостаточно, чтобы попробовать себя в будущей профессиональной деятельности.

А ведь при устройстве на работу работодателей интересует больше всего наличие опыта у выпускника и умение работать на производстве.

Такая вот сложная ситуация, в которой страдают и студенты, и работодатели и даже университеты, статус образования которых падает.

Решать ситуацию, по нашему мнению, должны вузы. Нужно в силу своих полномочий внедрять в обучение больше практики. Таким образом поступает, например, Томский политехнический университет, выпускники которого востребованы по всему миру. Так, например, недавно на кафедре геоэкологии и геохимии ТПУ была установлена наша программа «Академ-ООС», имитирующая работу студента на реальном нефтеперерабатывающем предприятии со всеми исходными данными и производственными задачами.

Этот шаг, как мы думаем, сделает студентов учащихся по направлению «Экология и природопользование» более подготовленными к практической деятельности. И, возможно, оказавшись на предприятии, они уже не столкнутся с теми проблемами, с которыми столкнулись мы.

А какие еще проблемы экологического образования и пути их решения знаете вы?


14 комментариев на “Образование студентов-экологов
  1. Евгения Серебрякова:

    Мне кажется, новому специалисту нужно взглянуть на проблему со стороны. А лучше сверху — так понятнее, и охват больше.
    При чем в прямом смысле этого слова: подняться на самую высокую точку предприятия и выяснить какие объекты загрязнения будут теперь под его чутким контролем. И далее, не ленясь, обойти каждый и посмотреть какие образуются выбросы, сбросы, отходы, пообщаться с рабочими, инженерами, и главное — все записывать!
    И только после этого, увидев рабочий процесс, читать нормативные документы, разбираться с проектами и разрешениями. Обратный порядок, скорее всего, пройдет бесследно и для новичка, и для компании.

  2. Лилия:

    А разве эта проблема касается только специалистов экологов? Все обучающие программы в вузах далеки от реальности.
    А есть смысл в современном обществе вводить студентов в практику, давать навыки, подготавливать к будущей работе? Возможно и нет. Высшие учебные заведения затратят силы, подготовят первоклассного специалисты и что дальше? Куда пойдет работать выпускник даже с большим багажом знаний и навыков? Приведу пример год и два месяца назад я закончила университет, по профессии с курса — 80 человек, устроилась только Я ОДНА. Смогла найти работу без помощи, взяток, опыта, навыков, только потому что было такое огромное желание, это была моя мечта. Меня приняли на работу в крупную компанию, тут конечно я столкнулась с проблемой, что оказывается в ВУЗе было все иначе, а в моем вузе настолько иначе, что нам даже не говорили, что существуют ежеквартальные отчеты. Было тяжело сперва, но проработав 7 месяцев, понимаю все зависит от конкретного человека, можно обучать, поменяв всю систему образования полностью, даст ли это результат, если современная молодежь вообще не хочет работать, то и хорошо подготовленный выпускник может не решить практических проблем предприятия.
    Что поменять в сфере образования?
    Уменьшить срок получения образования как минимум на год. Высшее образование не должно являться той ступенью, которая развивает только общий интеллект, это должно быть образование, которое максимально нацелено на результат с минимальной общеразвивающей подготовкой.
    В преподавательский состав должны входить практикующие специалисты, для этого необходимо внедрять мотивационные методы, законодательно закрепить процент практикующих, преподающих специалистов среди преподавательского состава.
    Увеличить время отведенное под практику в общеобразовательном процессе.
    Думаю самое главное НАЧАТЬ менять хоть что то.

    • Вероника:

      Лилия, безусловно, проблема касается всех специалистов без исключения. Хотя, как ниже пишет Анна, экологам в какой-то мере приходится труднее, потому, что работа специфическая и много подводных камней. Проще говоря, когда поступали — думали, что Мир будем улучшать, а на деле зарываемся в бумажки.
      Ваше предложение о реформировании образования, об уменьшении срока в том числе, но в особенности об изменении в преподавательском составе, очень интересно. Поясню почему.
      Когда я училась на эколога, я помню сколько было «воды». В особенности много было практической химии, которая в таком объеме мне никак не пригодилась, разве что в лаборатории, где я работала еще до окончания университета. Хотя и там на все была своя методика, и познания в коллоидной, физической и прочих разделах химии меня не спасали. Согласна, что лишние часы только забивают голову.
      А вот с преподавателями еще интереснее.. В 2006 г. мы обучались по «только что выпущенной» программе «Эколог-3″, в которой преподаватель просто не ориентировался, мы сами ковырялись в ней и показывали, как научились строить графики, объясняли ему, куда нажимали))Соответственно, чему может научить преподаватель, который сам не является специалистом??
      Лилия, если это возможно, скажите, в каком городе Вы обучались? и еще: на данный момент, проработав 7 месяцев, Вы можете сказать, что стали специалистом в своем деле, или чувствуете, что еще есть «темные пятна»? Вот было бы интересно узнать процентное соотношение :) Это что бы представить, какой примерно срок выпускнику требуется, что бы вникнуть в работу полностью. Конечно, в расчет нужно принимать и Ваше личное стремление, которого последнее время у нынешних выпускников наблюдается редко..

      • Лилия:

        Вероника, вы задали мне интересный вопрос, даже призадумалась, ведь однозначного ответа не получается. Я обучалась в г. Воронеж, где сейчас и работаю.Но вот недавно мой университет признали не эффективным, ходят слухи, что его присоединят к другому ВУЗу. То что ВГАУ не прошел аккредитации для меня не шок, считаю даже справедливым, если как самостоятельное учебное заведение его ликвидируют,и это даже не из-за плохой профессиональной подготовки выпускников, есть и другие пикантные моменты, которые связаны с ректором и отделом снабжения, обналичивание денег через подставные фирмы, продажа земель, фиктивные договора на установку, закупку уже существующего.
        Являюсь ли я специалистом? теперь после 7 месяцев работы, если оценивать по пяти бальной шкале, то себе я выставлю 4. С чем связана не отличная оценка своих профессиональных качеств, есть сферы, которые я еще не затрагивала, не разбиралась в них, а пока все на себе не попробуешь не узнаешь.
        Думаю, что пол года работы для выпускника с большим желанием учиться,познавать, накапливать знания, более или менее достаточно для того, чтобы придя на собеседование в другую компанию показать себя специалистом с багажом практических профессиональных знаний. Именно за пол года получается тот потенциал, который требуется для работы в данной должности, а если по мере работы будут появляться непредвиденные темные пятна, то и для работника с многолетним опытом они также могут показаться темными пятнами, и тут уже век живи, век учись.

        • Вероника:

          Лилия, спасибо за ответ! Импонирует Ваша объективность))

  3. Анна:

    Добрый день!
    На вопрос «как усовершенствовать подготовку студентов-экологов» я отвечу так: во время обучения, непосредственно в ВуЗе необходимо ввести дисциплину на которой преподаватель будет экологом с предприятия. я работаю по специальности 1.5 года, в моем ВУЗе нам не рассказывали про журналы ПОД-1, 2 и т.д, про отбор проб, про 2-ТП и тд. единственное что было это обучение расчету платы. Но это же элементарно! Да, без сомнения любому специалисту по любой специальности после института тяжело освоится на предприятии. Но экологам особенно!
    Еще одно усовершенствование по подготовке студентов: организация встречь, семинаров с выпускниками которые работают по специальности. Ведь кто так точно и доступно расскажет студету о его профессии как выпускник, работающий по этой профессии! Обмен опытом и впечатлениями самым наглядным образом покажут студенту всю рабочую картину.

    • Анюта:

      Добрый день, Анна. Я с вами согласна, что нужно привлекать для обучения студентов экологов-производственников. Но специально создавать дисцплину под этого человека не нужно. Ведь есть ФГОСы для каждой специальности, где прописаны такие обязательные ддя изучения дисциплины как «Экологический мониторинг», «Оценка воздействия на окружающую среду», «Охрана окружаюшей среды» и т.п. Да, и сам человек не сможет из-за плотного графика своей работы на производстве читать созданную специально для него дисциплину.
      Лучше, если университет пригласит специалиста прочитать несколько лекций по каким-нибудь вышеназванным предметам. Таким образом он сможет поделиться своим опытом со студентами.
      Есть еще и другой путь — отправлять преподавателей на стажировку на производство для повышения квалификации. Например, изучить программу Просфера и затем обучать студентов в работе с ней. Это будет просто здорово!!!

  4. Ольга:

    Сталкивается в настоящее время с тем, что выпускники ВУЗов очень далеки от
    реального производства.
    На ваш вопрос есть элементарный ответ, Надо приблизить студентов — экологов
    к производству. Есть учебные практики, на которых будущих экологов
    отправляют. Можно их расширить, сделать большим числом практик. Например не
    одну на 5 курсе. А начиная с 1 курса в год по 4 и на разных предприятиях.
    Что бы у эколога сформировалось четкое представление об промышленной
    экологии и экологии в целом,а так же ведение документации.

    • Анюта:

      Добрый день, Ольга! Это действительно так, что большинство выпускников вуза далеки от реального производства. Но предлагаемый Вами подход — увеличить число практик не улучшит их качество. Ведь сейчас находясь на производственной практике в большинстве случаев студента ограничивают только перекладыванием бумаг, или вместо 6 недельной практики, он проходит ее только в 2 недели. Многое зависит и от экологов на предприятии как они относятся к студентам-практикантам. Не забывайте, что у студентов в летний период после обучения на 1 и 2 курсе есть еще и обязательные учебные практики при общей протяженности учебы в университете — 4 или 6 лет.

  5. ПРО-Сфера:

    Уважаемые экологи, участники беседы!
    Мы очень рады, что тема оказалась интересной вам.
    Евгения Серебрякова, спасибо за идею изменения привычного ракурса! Пройтись по схеме работы «задом наперед» бывает весьма полезно, и Ваш совет может быть полезным начинающим экологам! Кстати, как Вы считаете, будут ли «верхи» производства разделять такой взгляд на введение в работу? Не хлопотно ли будет приниматься за обучение новичка всем миром?
    Лилия, Вы осветили весьма интересные и острые моменты работы. Хотя снижение срока обучения — вопрос сомнительный, тем не менее, стоящий обсуждения. А вот степень компетенции преподавателей — вопрос очень актуальный. Родилась идея обсудить это с нашим партнером — кафедрой экологии Томского Политехнического Университета. О результатах, когда они появятся, обязательно сообщим на сайте. Лилия, вопрос к Вам: озвучивание проблемы — это составляющая решения, однако не все решение. Что на Ваш взгляд можно сделать прямо сейчас в имеющихся условиях (ведь даже если начинать изменения, то вряд ли свершится она в ближайший год) для упрощения введения новобранца в работу? Что Вам помогло больше всего в Вашем личном опыте?
    Анна, спасибо за идею встреч c бывшими студентами того же ВУЗа! Это и общение, и тот же обмен опытом, что ведется у нас сейчас, только в реальном формате. Кстати, то, что в Вузе охватывают не все рабочие моменты — плохо, но не удивительно, ведь у каждого предприятия своя специфика. Анна, не могли бы Вы назвать буквально несколько аспектов из тех, что узнали в процессе обучения, которые Вам лично пригодились на практике в работе. Просто из интереса, чувства равновесия и справедливости :) Конечно, если таковые имеются.
    Ольга, проблема того, что выпускники ВУЗов далеки от производства действительно существует, и, быть может, проблема кроется еще и в том, что, поступая в университет, студент не до конца понимает суть специальности, и интерес его к этому виду деятельности колеблется в процессе учебы, потому и знания не откладываются или откладываются не в полной мере. Кроме того и работники предприятия не всегда готовы проявить себя в роли педагога и посвятить время новобранцу. Если нет заинтересованности с одной из сторон — это затрудняет введение в курс дела, отсутствие этой заинтересованности с обеих сторон и вовсе минимизирует или исключает.
    Анюта, спасибо за мнение, за ним чувствуется опытный человек! Что касается практики, может быть ВУЗам стоит изменить подход к ее принципам? Например, обязать студентов рассчитать выброс, сделать проект, отчет самостоятельно на реальном предприятии? А не просто во время практики заниматься перекладыванием бумаг?

    Уважаемые коллеги, обсуждение очень интересно, и у нас есть возможность добраться до решения проблемы. Однако, как мы уже упомянули в ответе Лилии, будет здорово, если каждый из Вас вспомнит, какие именно факторы облегчили лично Ваш процесс понимания работы на данном поприще. А позже подведем итоги и, возможно, выведем пару рецептов, облегчив жизнь вчерашним студентам и их наставникам!

    • Лилия:

      Да действительно одно дело предлагать перемены, другой вопрос какие меры предложить именно сейчас, в данном месте, в данные момент, под уже имеющиеся условия. Для предложения каких либо мер могу опираться только на свой опыт, не хватало мне сближения с реальностью, практикой, в нашем университете не было экологов с предприятий, вступая в профессиональные группы в социальных сетях-чувствовала себя отрешенной, так как там в большинстве случаев обсуждались практические проблемы, для меня студента только с книжкой это все было не понятно и вписать свой комментарий в обсуждение проблем никак я не могла. Сейчас же я сама не стремлюсь в ВУЗ помогать студентам, раскрывая все практические секреты, а не стремлюсь потому, что меня там никто и не ждет, своих преподавателей полно, помню даже, что конфликты у них возникали за часы, ведь это деньги, вот и на меня скажут (даже если напрошусь на чтение предмета) хлеб отбирать пришла. Много зависит от деканов, заведующих кафедр, наверное в первую очередь надо пытаться общаться с ними, руководство должно осознавать необходимость привлечения практиков для преподавания.
      Большую роль так же играет практика студентов, у меня это была формальность- пришла один раз за печатью о прохождение. И такая практика была не только у меня, но и у большинства. А почему так? никто не отслеживал достоверность данной информации, не нес за это ответственности, не было фактических мест где можно ее проходить. Нужна база предприятий, в которых студент мог бы проходить практику, база может быть представлена на сайтах в интернете, по согласованию с руководством фирм. Студент получает практику, компания рекламу. Для всего этого нужен организатор. Думаю ПРО-сфера могла бы разработать данный проект по организации базы предприятий, готовых принять студента, без оплаты труда, на пару месяцев, и опробовать его хотя бы в 1 регионе.

  6. Директор ООО "ПРО Сфера" Владислав Фролов:

    Друзья!
    Мы очень рады, что тема оказалась интересной! И заметьте, мнения есть даже кардинально противоположные на счет обучения студентов в вузах.

    Получается замкнутый круг: С одной стороны все бывшие студенты, не только экологи, недополучают практических навыков, в другой – есть ли смысл больше вкладывать в их образование, если на производство идут 1 из 80? Опять же, с одной стороны – не достаточно реальной практики, с другой – на практике студенты занимаются «копированием бумажек», ведь далеко не всем хочется отрывать от работы специалистов для обучения студентов! И не все специалисты способны грамотно и доходчиво объяснить студенту реальные задачи и особенности.

    Да, зачастую студенты вообще не понимают зачем они здесь учатся. Но если в процессе учебы они начинают видеть перспективу, приходит сознание и желание работать! Ведь обычно люди идут туда, где им все понятно.

    Поэтому из всего вышесказанного напрашивается вывод: может быть, самому бизнесу больше уделять внимание тем, кого они хотят видеть в своих рядах?

    Как это можно организовать? Вопрос к Вам, уважаемые специалисты предприятий!

  7. Анна:

    первым делом надо осмотреть все источники сбросов и выбросов сомостоятельно ппросив в сопровождение бывшего эколога, или главного инженера. посмотреть места накопления отходов. все надо самой осмотреть, оценить, запомнить что где находится, записывать все важные моменты. не стесняться прашивать повторно. далее проверить налии проектов, срок их действия ( ПДВ, СЗЗ, ПНООЛР и т.д).Посмотреть необходимость контроля источников, если надо то проверить есть ли договора на отборы проб, если есть проверить не просрочены ли они, лучше конечно созвониться с этими компанимя, пообщаться, представиться. далее проверить наличие журналов ( ПОДы). заполняют ли их рабочие на местах выбросов и сбросов. Так же необходими проверить наличие приказов по экологии на предприятии, где прописано кто за что отвечает (если нет, составить)ознакомить с приказом всех лично ( заодно и познакомишься со всеми).

    это малая часть того что необходимо сделать первым делом.
    Это мой личный опыт.
    У нас уже были проверки с контролирующих органов со стороны экологии. все прошло успешно. предписаний нет.

    Главное не бояться, делать замечания, следить за размещением отходов, и их сдачей. вести вс журналы.

    Главное отличие молодого специалиста от умудреного опытом — это амбиции. здоровый интерес к своей работе, новые идеи. профессия эколога очень нужна нашей стране. колеги никогда не падайте духом, в будущем наша профессия будет востребованний менеджера))))

  8. Ольга:

    Хотелось бы сказать про само высшее образование. Кто-то говорит, что учат лишнему и 5 лет это много,но не стоит забывать, что само по себе такое высшее образование. При обучении в ВУЗе студента развивают в разных областях. Студента «образовывают». И лишней не станет ни углубленное изучение химии (понимание химии для эколога чуть ли не основное, ведь и экологи бываю разные и не только на предприятии, но и в лаборатории),ни та же философия, психология и т.д. Нужно все. Ни часа обучения не прошло зря. А если человеку нужно получить навыки работы, то ему следует обучаться в техникумах и колледжах, где учат непосредственно самой специальности.
    Да, студентов не обучают тому, что он непосредственно будет делать на производстве, но эти навыки приходят быстро, а вот изучать когда-либо химию, экологию, наверно не будет уже никто.
    По поводу сколько необходимо выпускнику времени на овладение умением составлять отчеты, то это быстро, составить пару раз и готово. А вот что бы быть экологом на предприятии нужно понимать, что учится необходимо постоянно. Если остановишься, то все — ты не специалист. век живи — век учись.

АКЦИЯ
АНОНС МЕРОПРИЯТИЙ
  • Нет приближающихся событий
AEC v1.0.2
— Архив акций
— Календарь

Войти
Login

Регистрация | Забыли пароль?